Немного теории

ABC–анализ помогает понять, какие товары наиболее популярны и приносят больше всего выручки. Сам анализ можно проводить по различным параметрам: по выручке, себестоимости, количеству продаж и количеству спроса. Входные данные могут выражаться как в количествах, так и в деньгах.

Стандартно выделяют три категории:

  • "А" — наиболее ценные, 80% продаж;
  • "В" — промежуточные, 15% продаж;
  • "С" — наименее ценные, 5% продаж.

Ключевая идея: 20% товаров приносят 80% продаж, то есть  категория "А". Поэтому они должны быть под контролем и всегда в наличии. Но если товар попал в категорию "С", это не означает, что от него следует отказаться.

Проверьте, не допустили ли вы ошибку при подготовке к ABC–анализу. Подумайте, какую роль играет  категория "С". Как вариант, они могут быть сопутствующим товаром для категории "А" - тогда от них отказываться не надо.

Какие бывают ошибки в ABC–анализе?

Сезонные и базовые в одну кучу

В сезон определенные товары берут часто и много, а базовые как обычно. Если поместить их в одну группу и по всему сразу провести анализ, то результаты будут неверными: базовый может оказаться в категории "B" и "С". Но по факту это не означает, что от него нужно отказаться.

Проводите ABC–анализ отдельно для сезонных , и отдельно для базовых!

Помидоры и зубную щетку в одну группу

Все–таки ABC–анализ подходит для групп с плюс/минус схожими категориями. Насчет помидоров и щетки – утрированно, конечно. Главная идея – товары должны быть одного вида, и анализ для каждого вида отдельный

Новые товары анализируются вместе с текущими

У нового товара должен быть срок для вывода на рынок. Пока этот срок не прошел, новый не должен участвовать в анализе. Иначе он может оказаться в категории "С" неоправданно – он же новый, его надо раскачать. Срок ввода в анализ нужно устанавливать исходя из опыта и специфики компании, поскольку в разных отраслях это индивидуально.

Слишком много товаров в "A"

Если вы провели ABC–анализ и понимаете, что слишком много позиций относятся к "А", выделите категорию "А+", куда войдут самые "звездные" из позиции. Например, 50% от всей "А". Станет понятнее, на каких товарах нужно сконцентрироваться.

Алгоритм проведения ABC–анализа

Определитесь с исходной информацией. Какой товар анализируете: сезонный или базовый? Какой период взять: высокий или низкий? Какую группу?

  1. Определите цель анализа. Какая позиция приносит больше выручки? Сколько и какого товара продали больше всего?
  2. Проверьте исходные данные. Не допускайте ошибок, о которых мы говорили выше.
  3. Внесите исходные данные, посчитайте сумму по каждой позиции и его долю в сумме по всему ассортименту.
  4. Отсортируйте доли товаров по убыванию.
  5. Посчитайте накопленные доли для каждой позиции.
  6. Отнесите товар к категории на основе накопленной доли. Если накопленная доля меньше 80%, то это "А". Если больше 80%, но меньше 95% – то к "B". Остальные  – к "С".

Выводы

ABC-анализ — это инструмент, его надо применять с четко поставленной целью. Если поставить задачу, какой товар следует закупать и какой продается лучше всего, то ответом на вопрос будет категория А. Если задать вопрос, что закупать меньше или отказаться совсем, то ответ – категория С.

Результаты  можно сопоставить с остатками на складе. Если на складе лежит много товара категории С, то как можно скорее избавляйтесь от него и "освобождайте место" для  "А".