Если у вас работающий бизнес, вы вынуждены жестко выстраивать приоритеты.

«Главное, найти клиентов, которые купят продукт, а с финансовым учетом разберемся потом. Ведь учет не делает бизнес богаче? Значит, отладить его можно и позже». Так думают многие, и эта логика становится причиной многих банкротств. Почему? Давайте разбираться.

Нет никакого «потом»

Никогда ни у кого не будет времени наладить финансовый учет. Сначала надо искать клиентов и отлаживать процессы. А когда появятся клиенты и деньги, всегда будут более важные дела. В бизнесе не бывает времени, когда можно сесть и сказать: «Ну, теперь пора заняться финансовым учетом». Всегда есть какие-то проблемы:

  • клиенты жалуются;
  • сервер упал;
  • правительство ввело запрет;
  • ушел ключевой сотрудник и так далее.

Из-за этого многие предприниматели вынуждены принимать решения вслепую, без опоры на финансовые данные. Решения оказываются ошибочными, бизнес входит в штопор, и заниматься учетом уже поздно.

«Но у меня и так все под контролем!»

Другая опасность — чувство, что все под контролем.

Когда у вас хороший продукт, денег поступает больше, чем необходимо для выживания. Появляется мысль: «Ага, денег хватает, мы молодцы, продолжаем в том же духе». Вы нанимаете новых людей — денег хватает. Вкладываетесь в рекламу — денег еще больше. Начинаете новую разработку, переезжаете в новый офис, ввязываетесь в дорогой редизайн.

Каждый отдельный расход кажется вполне посильным и оправданным. Плюс не все поставщики просят вносить всю сумму разом. Все это размывает реальную картину, и незаметно для себя вы оказываетесь должны больше, чем зарабатываете.

«И без финансового учета понятно, что все плохо»

Бывает и обратная ситуация. Продукт разлетается, как горячие пирожки, а денег все равно нет. Вы постоянно ломаете голову, где взять денег на зарплату сотрудникам, аренду, оплату поставщикам. Кажется, что работаете в минус и все чаще приходят мысли «закрыть лавочку на замок». Но очень часто видимость обманчива.

Пример

Агентство делает сайты. Берет с клиента 300 000 ₽ и делает сайт за 2 месяца, затрачивая на все про все 200 000 ₽. Ощущения предпринимателя — успешен его бизнес или нет, будут полностью зависеть от того, как он берет предоплату.

Вариант: «Все пропало! Надо закрываться»

Допустим, что агентство берет 50% предоплаты и 50% получает после выполнения работ, а деньги расходует равномерно.

Тогда, получив 150 000 ₽, к концу первого месяца оно потратит 100 000 ₽, а в середине второго останется без денег. Предпринимателю придется брать кредит, задерживать зарплаты и молиться, чтобы заказчик принял сайт без доработок и быстрее перевел деньги.

Вариант: «Отлично. Работаем дальше»

А если агентство дробит платеж на три равные части: берет 100 000 ₽ предоплаты, получает 100 000 ₽ в начале второго месяца и 100 000 ₽ после окончания работ, то кассового разрыва не возникнет. Предпринимателю не придется рвать на себе волосы и срочно искать деньги.

Один и тот же продукт, один и тот же бизнес, но в первом случае он становится головной болью для владельца, а во втором процветающим предприятием. В этом и кроется разница ведения бизнеса с финансовым учетом и без него.

У вас может быть прекрасный продукт, отличная база лояльных клиентов, отлаженный маркетинг — но если никто не следит за финансовым учетом, то все разрушится.