Затратный подход (cost approach)
Затратный подход к оценке основан на расчете всех затрат, необходимых для создания или замены объекта оценки с учетом его износа и старения. Когда мы говорим о затратах на воспроизводство объекта, имеем в виду деньги, которые нужны для создания точной копии этого объекта с использованием тех же материалов и технологий, что и при его первоначальном создании. А затраты на замещение означают сумму, необходимую для создания похожего объекта с использованием современных материалов и технологий на момент оценки.
Затратный метод
Чтобы оценить бизнес по таким образом, надо посчитать, сколько нужно денег на такой же проект с нуля.
Пример
Петя и Андрей в придумали и открыли туристический стартап, где можно выбрать ценовой диапазон и тип отдыха, а система подбирает оптимальный пакет.
На разработку системы потратили 250 000 ₽.
Сайт, домен, хостинг и техподдержка обошлись еще на 120 000 ₽.
150 000 ₽ на рекламу в соцсетях.
Себе зарплату не платили, проектом занимались по ночам и в выходные, как настоящие российские стартаперы.
Итого без учета личного времени в сервис вбухали 520 000 ₽. Чтобы отбить вложения и что-то заработать сверху, Петя и Андрей готовы продать проект за 600 000 ₽.
Ольга Денисовна владеет сайтом-агрегатором отелей. Ей нравится сервис Пети и Андрея, но платить 600 000 ₽ не хочется. Сайт, домен и техподдержка у нее есть, клиентская база тоже, денег проект Пети и Андрея почти не приносит. Ольга Денисовна может пойти к своим разработчикам, заплатить им 250 000 ₽ и интегрировать такой же сервис в свой агрегатор. Учитывая клиентскую базу Пети и Андрея, она предлагает 300 000 ₽.
Если бы проект Пети и Андрея зарабатывал, Ольга Денисовна учитывала бы прибыль, это повышает цену.
Затратный метод удобен для бизнеса, который не приносит прибыли.
Какие затраты нельзя учитывать
Бизнес не всегда стоит столько, сколько на него потратил создатель. Неправильно учитывать расходы, которых не будет, если кто-то решит воспроизвести сервис.
Петя и Андрей хотели сэкономить и пришли со своей идеей агрегатора в студию разработки без портфолио, кейсов и отзывов. Там запросили месяц времени и 100 000 ₽ денег. Через месяц все сделали с кучей ошибок и кривым дизайном. Пришлось идти к нормальным разработчикам, которые за исправление взяли еще 150 000 ₽. В итоге, на движок потратили 250 000 ₽, хотя нормальные ребята сделали бы хорошо с первого раза за 200 000 ₽.
Затратный метод учитывает, сколько надо потратить, чтобы сделать такой же продукт заново. Ошибки и неправильно потраченные деньги — чистый убыток продавца, и покупатель его компенсировать не обязан.
Что нельзя оценить в деньгах
Бывает так, что личность создателя проекта — составная часть продукта. Без него проект не будет работать вообще или не так эффективно. В таком случае надо покупать проект вместе с создателем, нанимая его как сотрудника или сбивать цену.
Петя и Андрей работали в Ростуризме и оттуда знали много владельцев турфирм, которые оперативно скидывали им горящие предложения. Проект быстро набрал популярность благодаря сарафану и куче крутых дешевых путевок.
Потом сервис продали Ольге Денисовне. Она поручила администрировать сайт своему племяннику. Но горящих путевок не стало — потому что по договору новому владельцу в собственность переходил только движок, а не личные договоренности создателей. Посещаемость упала, деньги можно было просто поджечь и прикурить от них.
Затратный метод работает только когда проект можно повторить с привлечением сторонних подрядчиков на сто процентов. Если у создателя есть «секретный ингредиент», скопировать продукт не получится.
Выводы по затратному методу
Оценить технологический проект можно, просто посчитав, сколько будет стоить создание аналогичного с нуля.
Затратный метод не сработает, если проект приносит прибыль. Надо учитывать упущенную продавцом выгоду.
Если при создании бизнеса были ошибки и неоправданные траты, нельзя их включать в цену.
Покупая проект, надо учитывать, сможет ли он работать без своего создателя.
Метод дисконтированных денежных потоков (DCF - Discounted Cash Flow)
Самую негативную, но точную и обоснованную оценку делают методом дисконтированных денежных потоков. Метод учитывает разницу в стоимости денег сегодня и через год: сто рублей сегодня ценнее, чем сто рублей через год.
Требуется:
• составить прогноз будущих денежных потоков (построение финансовой модели)
• оценить риски, связанные с получением доходов
• определить, что будет за горизонтом планирования - компания существует или мы её ликвидируем