Если вы занимаетесь бизнесом уже какое-то время, у вас есть базовые показатели, которые можно анализировать. Важно уже на этапе подготовки к масштабированию четко понимать текущие возможности бизнеса и ограничения, с которыми можно столкнуться. Например, спрос может превысить предложение, а производство не справится или логисты накосячат. Нужно все прикинуть и заложить возможные риски и подумать о том, как их прикрывать.
Одному бизнесу будет достаточно расшириться например с одного маркетплейса на несколько других, а другому пора выйти за пределы маркетплейсов и поискать новые каналы сбыта.
- Исследование рынка и конкурентов
Следующий шаг — смотрим, что происходит на рынке и чем заняты конкуренты. Если есть деньги, можно нанять финансового консультанта, чтобы построил финмодель и сделал профессиональный анализ. Он так же поможет в дальнейшей подготовке к масштабированию, покажет сильные и слабые стороны.
Типичная ошибка начинающего селлера: закупил большую партию товара, забыл про сезонность, не провел анализ конкурентов, не посмотрел, что ниша забита подобным товаром по более дешевой цене. В итоге не смог ничего продать, потратил деньги, время и нервы, и хорошо если вышел в ноль, а то и в долгах можно остаться.
- Определение целевой аудитории и потребностей клиентов
Сакральное (и простое) знание про продажи — люди покупают то, что им полезно. Задача продавца — объяснить человеку, почему лично для него этот товар полезен.
Для лучшего понимания потребностей можно сделать такое упражнение:
- Выписать проблемы клиентов, которые вам уже известны, даже если они не имеют к вашему продукту отношения.
- Рядом с каждой проблемой распишите, как ваш товар или в целом бизнес ее решают.
- Дальше возле каждого решения распишите, как можно было бы решить проблему еще лучше. Если какие-то проблемы ваш товар не решает, или вообще делает хуже, придумайте, как можно апгрейдиться, чтобы решить.
Получится карта проблем и решений, которая поможет в масштабировании и которую можно и нужно использовать для определения вашей ЦА и ее потребностей.
Чтобы спланировать расширения, нужно в цифровом эквиваленте:
- понимать рынок и конкурентов
- знать, что хотят покупатели
- осознавать возможности своего производства и закупок
- прикидывать риски
- подумать о том, где брать деньги на масштабирование и сколько они будут стоить.