Убеждение инвесторов в выгодности инвестирования (раскрыть следующие моменты:
Подготовка аргументов о потенциальной доходности ресторана
Предприниматели, особенно начинающие, часто забывают, что инвестор несет им деньги не просто так, а хочет на них заработать. Для инвестора важна доходность инвестиционного проекта. Если проект — ресторан, бар, кафе, успешный, ставка может снизиться. Задача предпринимателя показать инвестору, сколько он заработает и почему. Для этого нужно строить финансовую модель.
Финансовая модель — это отражение бизнеса, его сильных сторон и перспектив и грамотное подсвечивание слабых сторон. Нельзя сделать инвестиционно привлекательную финмодель, не будучи достаточно хорошо погруженным в бизнес. Некоторые думают, что нет ничего сложного в том, чтобы накидать цифры в экселе, умножить их на 10 и показать сверхдоходы. Но по факту ни один инвестор не поверит в такое.
В финмодели показываем сильные стороны бизнеса и его основателей, масштабирование конкретной работающей части системы (да, не целиком, может чего-то не хватать в зависимости от стадии). Например, есть хорошие продажи, но пока хромает маркетинг. Главное — должно быть что-то сильное, что можно масштабировать. Это именно то, что позволяет договариваться с инвестором на хороших условиях.
Основная ошибка предпринимателей — непонимание как устроен процесс. Если с другой стороны они общаются с не очень квалифицированным инвестором, который сам не понимает, что надо, то они оба получат очень плохие результаты, потому что 2 любителя не могут образовать хорошее профессиональное сотрудничество
Процесс подготовки долгий:
- нужно найти сильные стороны бизнеса
- понять, как бизнес может масштабироваться
- найти доказательства
- упаковывать это в презентационные материалы
и только потом — в финмодель.
И с этим идти на переговоры с инвестором. А там предпринимателя ждет челлендж — проведение стресс-тестов, проверки конверсий, оборачиваемости, маржинальность и так далее. К этому надо готовиться отдельно и тренироваться.