Шутка из 1998 года, которая, к сожалению, становится актуальной каждые 6-10 лет:

— С**и!!! Где мои деньги, б***ь!!! Немедленно пришлите бабки, которые должны мне уже три месяца, мне зарплату людям нечем платить, п******ы!!!!

— Уважаемый Петр Иванович!

На Ваше требование незамедлительно погасить задолженность, сообщаю, что в связи с мировым финансовым кризисом, платежи в нашей организации осуществляются следующим образом:

все счета за месяц (свет, телефон, сигнализация), требования налоговой, зарплатная ведомость, счета контрагентов и так далее, складываются в одну стопку, тщательно перемешиваются и специально обученный человек, не глядя, вытаскивает три любых счета для оплаты.
Так вот, если Вы еще раз позволите себе в таком тоне потребовать от нас денег, Ваш счет в лотерее участвовать не будет.

Занимательный, но не самый лучший вариант борьбы с кассовым разрывом. Мы знаем более разумные и разберем их на примере двух компаний, которые пользуются сервисом управленческого учета и помощью финансовых консультантов Финолога.

*Все отрасли изменены, примеры упрощены, стоимость услуг и товаров — примерная.

Простой случай: производство медицинских масок

Крупный банк заказал у компании, которая занимается сувенирной продукцией, 20 000 медицинских масок с принтом и логотипом компании, чтобы красиво защитить сотрудников от коронавируса.

  • Общая стоимость заказа — 1 500 000 .
  • Расходы: закупка масок (оплата производства) — 800 000 , дизайнер на фрилансе — 50 000 , нанесение принта — 200 000 , упаковка — 50 000 , доставка — 50 000 .
  • Прибыль — 350 000 .

Банк попросил отсрочку платежа на 2 месяца, значит произвести и отгрузить маски нужно уже в марте, а оплата за них поступит только в конце апреля. Все бы хорошо, но оплачивать производство, дизайн и нанесение принта нужно сразу, а денег на счетах нет.

Такая ситуация называется кассовым разрывом. Это временная нехватка денег на оплату текущих расходов в прибыльном бизнесе. Проект или заказ приносит деньги, но расходы идут раньше, чем поступления. Если в аналогичной ситуации клиент платит 1 500 000 , а расходы на заказ будут 1 700 000 , это убыточный проект и кассовый разрыв тут не при чем.

Как можно было

Планировать денежные потоки в сервисе просто. Голубая область показывает, что бизнес находится в плюсе, красная говорит о наличии кассового разрыва и его продолжительности.

Кассовый разрыв, скриншот из Финолога.

Сервис показывает грядущий кассовый разрыв на основе внесенных данных, а дальше можно думать как его преодолеть. Например:

  1. Брать оплату частями. Предоплата в 10% закроет расходы на дизайн, упаковку и доставку, но не закроет расходы на производство масок и печать. Разумный шаг, но в нашей ситуации этого мало.
  2. Договориться об отсрочке платежа за производство масок. На производстве согласились пойти навстречу, но отсрочили платеж только на неделю.
  3. Договориться об отсрочке платежа за печать логотипов. Тут тоже пошли навстречу, и разрешили платить через две недели. Этот шаг вместе с предыдущим сокращают время кассового разрыва, но не уменьшают его сумму.
  4. Договориться с дизайнером об отсрочке оплаты. Здесь не вышло договориться, дизайнер хочет денег сразу же, как сдаст дизайн.
  5. Разобраться с дебиторской задолженностью. Когда дебиторки по другим проектам много, есть шанс перекрыть ей кассовый разрыв нового. В компании не было правильного процесса работы с ней и не было времени на его отладку, так что этот вариант тоже не сработал.

Как боролись по факту

Собственник перебрал все варианты, но не смог уменьшить сумму кассового разрыва.

Стали думать вместе с консультантом, что еще можно сделать, и оказалось, что стоимость заемных денег сильно меньше, чем прибыль от проекта. С кредитом в банке не получилось, но нашелся друг, который одолжил миллион рублей под 4% в месяц, это 40 000 .

Когда оплата за маски поступила, собственник вернул миллион рублей с процентами и остался в плюсе на 310 000 . Всем хорошо, кассовый разрыв закрыли, еще и друг заработал.

Случай сложнее: производство инновационной присадки для бетона

Компания, которая производит присадку для бетона, закупает химические расходники в Китае и Швейцарии. Потом на фабрике в Подмосковье все смешивают по секретной технологии, производят и отгружают клиенту.

У компании много разных клиентов: мелкая и средняя розница, крупные компании и госзаказ. Со всеми разные условия оплаты — мелкие и средние оплачивают заказы сразу, крупные и госзаказ с отсрочкой в 3-4 месяца.

Из Швейцарии поставка идет неделю по полной предоплате. Из Китая — полтора месяца, и китайским поставщикам компания платит с отсрочкой в 2 месяца.

Продукция продается с маржой 30%. В себестоимости присадки 10-15% составляет стоимость расходников из Швейцарии, 30-40% это расходники из Китая, а остаток — затраты на производство, электроэнергию, рабочих и так далее.

В компании каждые несколько месяцев возникал плановый кассовый разрыв, потому что крупные клиенты платили с отсрочкой и еще просили скидку за объемы. Его всегда закрывали деньгами розничных компаний, которые платили сразу и все было хорошо.

Потом все стало плохо

Поставки из Китая встали, потому что завод поставили на паузу из-за карантина. Сырья, которое лежало на складе и которое был в пути, хватило бы только на производство уже подтвержденного заказа для госкомпании.

Компания целиком лишилась денежного потока, который шел от розницы. Ничего не продать, чтобы быстро получить деньги, потому что тогда не получится выполнить госконтракт и на компанию наложат штрафные санкции.

Отгрузка по госзаказу запланирована на середину марта, поэтому поставку из Китая отправили еще в январе. В Швейцарии расходники закупили в начале марта. Когда пришла поставка из Китая, пришлось сразу ее оплачивать, после этого не осталось денег на зарплаты, аренду и производство.

Как решать — непонятно

Владельцы компании перебирают все возможные варианты.

  1. Взять кредит в банке.
  2. Взять потребительский кредит на собственника, потому что зарплаты и аренда не такие уж высокие и этим потребкредитом можно перекрыть расходы в марте.
  3. Получить факторинг на госконтракт.
  4. Договориться с китайцами на большую отсрочку ввиду мировой ситуации. Тем более следующие отгрузки Китай поставил на холд, а это угрожает бизнесу в целом.

Если вы используете расчёты, то не обязательно достигнете вершин, но зато не погрузитесь в безумие

Сервис не сделает все за вас, но поможет предвидеть кассовый разрыв.

Когда вы видите кассовый разрыв за месяц до того, как он случится, у вас есть куча способов его избежать.

Когда вы видите кассовый разрыв как «завтра нечем платить зарплату целому заводу», вариантов его избежать у вас нет.