/ Советы Финолога
Подписаться

Фондоотдача и фондоемкость:
как и зачем считать

Фондоотдача и фондоемкость — два понятия для измерения ресурсов компании. Рассмотрим, что они означают, как определяются и зачем нужны для развития бизнеса. Вы узнаете, как измерить уровень фондоотдачи и фондоемкости, как с помощью их расчета оптимизируют ресурсы, и как это помогает компаниям преодолеть конкуренцию и увеличить прибыль.

Что такое фондоотдача и фондоемкость

Фондоотдача и фондоемкость — экономические показатели, которые показывают как используются производственные ресурсы.

Фондоотдача (КФО) — коэффициент, отражающий соотношение между уровнем выручки и величиной основных фондов, задействованных в процессе производства.

Формула: КФО = выручка / среднегодовая стоимость основных фондов

Фондоемкость (КФЭ) — коэффициент, который указывает, какой объем средств затрачивается на создание единицы продукции.

Формула: КФЭ = сумма затрат на основные фонды / объем произведенной продукции

Коэффициент фондоотдачи показывает, сколько выручки приходится на каждый рубль основных фондов, а коэффициент фондоемкости — какая доля расходов на основные фонды приходится на каждую единицу продукции. Если коэффициент фондоотдачи выше, чем показатель фондоемкости, это означает, что производство компании эффективно, и каждый вложенный рубль приносит больше выручки.

Как измеряется уровень фондоотдачи
и фондоемкости

Чтобы рассчитать показатели фондоотдачи и фондоемкости необходимы данные о прибыли, затратах и основных фондах компании. Вы можете использовать формулы, которые мы оставили выше, а сейчас рассмотрим КФО и КФЭ на примерах:

  • Коэффициент фондоотдачи рассчитывается путем деления выручки фирмы на среднегодовую стоимость ее основных фондов.
Например, если компания получила выручку в размере 10 миллионов рублей и среднегодовая стоимость ее основных фондов составляет 5 миллионов рублей, то ее коэффициент фондоотдачи будет равен 2.

  • Показатель фондоемкости рассчитывается путем деления затрат на основные фонды компании на объем ее производства.
Например, если компания потратила на основные фонды 5 миллионов рублей для производства 1000 товаров, то ее коэффициент фондоемкости будет равен 5000 рублей на один товар.

Полученные коэффициенты показывают, как эффективно компания использует свои ресурсы. Высокий КФО характеризует эффективное использование основных фондов, а высокий КФЭ — повод пересмотреть свои затраты на производство.

Например, компания А имеет коэффициент фондоотдачи в размере 1,5, а компания B - 2,0. Это означает, что компания B более эффективно использует свои производственные ресурсы, чем компания A.

Таким образом, коэффициенты фондоотдачи и фондоемкости являются важными показателями, которые позволяют улучшить конкурентные позиции компании.

Зачем нужно считать фондоотдачу
и фондоемкость

Коэффициент фондоотдачи показывает, насколько компания успешно использует ресурсы, а коэффициент фондоемкости определяет, где находятся узкие места в производственном процессе и как его оптимизировать.

Что будет если не считать такие показатели? Вот список недостатков:

  • Невозможность оценить эффективность использования производственных фондов компании.
  • Невозможность определить затраты на конкретный продукт.
Затруднения в оценке ситуации на рынке и принятии решений по дальнейшему развитию компании.
НЕ ЖДИТЕ
Отслеживайте ключевые финансовые показатели
с помощью Финолога

Как оптимизировать использование ресурсов фирмы с помощью фондоотдачи
и фондоемкости

Подготовили инструкцию для оптимизации ресурсов, посмотрите на эти факторы и подумайте, что вы могли бы применить в ближайшее время:

  1. Сократите время на изготовление продукта, используйте более эффективное оборудование, сократите количество неэффективных операций и процедур.
  2. Улучшайте качество продукта, чтобы увеличить спрос на продукцию и выручку.
  3. Сократите затраты на материалы и компоненты, путем уменьшения количества материалов, снижения цен на компоненты или изменения состава компонентов.
  4. Повышайте квалификации персонала, внедрите мотивирующие факторы, сокращайте время на неважные задачи и максимально упрощайте рабочие процессы.
  5. Постарайтесь оптимизировать расходы на энергию при производстве продукции
    "В сфере транспортировки товаров можно использовать не только машину, но и, например, байк или велосипед, а также уменьшить количество пустых рейсов. Одним из примеров — Яндекс.Такси, которые использует методы машинного обучения для оптимизации маршрутов и снижения времени ожидания пассажиров, что позволило ей стать одной из самых эффективных и быстрорастущих в индустрии такси в России и за ее пределами."
    Алиса
    Ведущий финансовый консультант Финолога
    Факторы, которые влияют на фондоотдачу и фондоемкость разные для каждой компании и даже для каждого проекта. Собрали основные значения, которые советуем учитывать:
    • Наличие современного и эффективного оборудования.
    • Квалификация и профессионализм сотрудников.
    • Размер и сложность производства.
    • Налоговые ставки и другие затраты на производство.
    • Стоимость материалов, используемых в производстве.
    • Количество продукции, которое не удается продать.
    • Уровень конкуренции на рынке.
    • Изменения в экономических условиях и спросе на рынке.

    Как управление фондоотдачей
    и фондоемкостью помогает в развитии бизнеса

    Увеличение фондоотдачи и снижение фондоемкости помогают улучшить показатель прибыльности компании. Чем выше фондоотдача, тем меньше ресурсов требуется для производства единицы продукции или услуги, и тем выше маржинальная прибыль. Чем ниже фондоемкость, тем меньше затрат на производство единицы продукции или услуги, что также повышает прибыльность.

    Для оптимизации наймите консультанта, поймите сколько ресурсов нужно для прибыльного производства, а также инвестируйте в современное оборудование и технологии.

    Более эффективное использование ресурсов позволит уменьшить цены на продукцию и поможет компании выйти в лидеры на рынке. Кроме того, оптимизация приводит в порядок бизнес-процессы и повышает эффективность работы в целом.
    ФИНОЛОГ — СЕРВИС УПРАВЛЕНИЯ
    ДЕНЬГАМИ В БИЗНЕСЕ
    Больше не будет бардака и управленческих решений вслепую. Вооружитесь цифрами.