/ Советы Финолога
Подписаться

Как построить систему управления качеством на предприятии

Производители заинтересованы в том, чтобы их продукция отвечала российским стандартам, иначе в реализацию она не пойдет. Расскажем о методах управления системой качества для предприятия и разберем поэтапно как эту систему построить: от планирования до оценки результатов. Подскажем практические советы и инструкции для запуска контроля качества.

Что такое система управления качеством

Система управления качеством (СУК) — система для оценки и обеспечения высокого качества продукции или услуг, которые производятся.

Немного фактов из истории: в России система активно внедрялась с начала 1990-х годов. В 1992 году был принят закон "О стандартизации в Российской Федерации", который стал основой для развития системы управления качеством в стране. А в 2000 году ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" был приведен в соответствие с международными стандартами ISO 9000. Основные принципы СУК по стандартам ISO 9001:

  • Ориентация на клиента
  • Лидерство
  • Участие сотрудников
  • Оптимизация процессов
  • Постоянное совершенствование
  • Принцип системного подхода
  • Фактический подход к управлению
  • Взаимовыгодное партнерство с поставщиками
НЕ ЖДИТЕ
Отслеживайте ключевые финансовые показатели
с помощью Финолога

Этапы создания системы управления качеством

Создание системы включает три основных этапа:
  1. Планирование системы управления качеством
    На этом этапе разрабатывается стратегия, определяются цели и план действий. Включает определение области применения системы, структуры, формирование команды и ресурсов
  2. Внедрение и реализация системы управления качеством
    Здесь создаются процедуры и инструкции, необходимые для выполнения стратегии. Сюда входит: обучение сотрудников, назначение ответственных за выполнение процедур и установление системы контроля качества.
  3. Оценка и улучшение системы управления качеством
    Происходит мониторинг качества продукции и услуг. В зависимости от результатов оценки принимаются меры по улучшению, корректированию.
Рекомендую внимательно слушать потребности клиентов и учитывать их при разработке и производстве продукции. Для этого внедрите систему обратной связи с клиентами и регулярно собирайте информацию. Это поможет вам развиваться быстрее, чем конкуренты и первым закрывать желания покупателей.
Алиса
Ведущий финансовый консультант Финолога

Внедрение системы управления качеством

Инструкция по внедрению системы управления качеством в компании:

  1. Анализ текущей ситуации — оценка существующих процессов, поиск проблем и недостатков в текущих системах менеджмента качества.
  2. Планирование и проектирование — здесь решения превращаются в план действий, который будет использоваться для создания новой системы управления качеством. Определяются меры и этапы, необходимые для успешной реализации.
  3. Разработка политики и процедур — определяются стандарты и требования, которым должно соответствовать предприятие.
  4. Внедрение и реализация — система может быть выполнена постепенно и с последующей оценкой соответствия качества.
  5. Оценка качества и улучшение — если находят ошибки, а достигнутые цели не соответствуют требованиям, проводится улучшение системы.
Ключевые этапы для обнаружения проблем и улучшения:
Мониторинг — анализ результатов компании и контроль за производственными процессами.
Аудит — проверка документов, процедур и выполнения требований.
Анализ данных — поиск проблем и достижение целей на основе сбора информации и мнений клиентов, поставщиков и сотрудников.
Процессы улучшения — происходит улучшение процессов на основе оценки качества и анализа данных.

Цели и задачи системы управления качеством

Одной из основных целей является — увеличение конкурентоспособности. Согласно модели Майкла Портера "Пять сил", конкурентоспособность компании зависит от пяти факторов: силы поставщиков, силы покупателей, угрозы появления новых конкурентов, угрозы замены продукта и степени конкуренции в отрасли.
Расшифровка модели Майкла Портера: система помогает увеличить качество продукции, которая снижает силу поставщиков и угрозу замены продукта. Одновременно с этим система улучшает удовлетворенность покупателей, что снижает уровень конкуренции в отрасли.В основе системы лежат задачи по определению требований к продукту, контролю качества на каждом этапе производства, понимание некачественных процессов, а также документирование, оценка и улучшение системы по управлению качеством.

Общие преимущества системы управления качеством

Внедрение этой системы положительно влияет на бизнес и его развитие. Некоторые из основных преимуществ:
  • Улучшение качества продукции и удовлетворенности клиентов: обеспечивает стабильное качество продукции и услуг и повышает лояльность покупателей.
  • Снижение издержек: помогает находить организациям неэффективные процессы, дублирование процедур и лишние ресурсы, что позволяет снизить издержки на производство.
  • Улучшение процессов: постоянное улучшения деятельности управляющих и процессов создает условия для развития и обновления бизнеса.
  • Соответствие стандартам: обеспечивает соответствие продукции и услуг стандартам качества, которые необходимы для взаимодействия с международными партнерами и клиентами.
  • Повышение конкурентоспособности: позволяет увеличивать конкурентоспособность компании за счет повышения качества продукции и снижения издержек на производство.
Для внедрения системы качества предприятия определите потребности клиентов и требования к продукции → обучите сотрудников работе с системой управления качеством → создайте стабильные процессы производства и контроля качества → сформируйте команду и еженедельно проводите встречи для обсуждения результатов и дальнейших планов → оценивайте результаты работы системы и регулярно проводите аудиты для контроля соответствия и улучшения системы.
ФИНОЛОГ — СЕРВИС УПРАВЛЕНИЯ
ДЕНЬГАМИ В БИЗНЕСЕ
Больше не будет бардака и управленческих решений вслепую. Вооружитесь цифрами.