Сегодня поговорим о неочевидном заработке. Это когда зарабатывают не на основном виде деятельности. Например, организаторы мероприятий зарабатывают на самом деле не на билетах, а на продажах курсов после. Или рестораны — на напитках и салатах, а не на основных блюдах.
На примере эстонской судоходной компании Tallink посмотрим, как обстоят дела с паромами.

Выручка

Паром с фотографии выше стоит 230 миллионов долларов и полностью окупается за два года. Это довольно быстро, но кажется странным покупать паром за 230 миллионов и зарабатывать потом на еде. На эти же деньги можно открыть несколько ресторанов, точно так же зарабатывать на еде, и не заморачиваться с сопутствующими пассажироперевозкам нюансами и сложностями.

Например, доход на пассажира в 2014 году у Tallink снизился из-за слабой экономики северных стран и геополитических событий в Европе. Стало заметно меньше россиян и больше конкурентов на аналогичных маршрутах. А еще суда иногда выходят из строя, поэтому компания месяцами терпит убытки.
Структура выручки Tallink выглядит так:
53% — рестораны и продажи в магазинах, 25% — продажа билетов, 11% — грузовые перевозки, 11% — прочие расходы.

Выручка от еды и продажи магазинов в два раза больше, чем от основной деятельности — продажи билетов.

Основные финансовые показатели и расходы

По EBITDA компания прибыльная, рентабельность 16%. Паромы — все таки история про отпуска и отдых, поэтому высокий сезон выпадает на июль, август и сентябрь. Первый квартал года тянет компанию на дно и из года в год уводит в минус.

Основные показатели в динамике:

При выручке в 921 миллион долларов и рентабельности 15%, расходы — примерно  783 миллиона. Структура расходов выглядит так:

В 2014 году на себестоимость еды и товаров потратили 211 миллионов долларов.

Если считать отдельную юнит экономику по направлениям, то у направления «рестораны и товары» рентабельность 15%. Туда не включают весь обслуживающий персонал теплохода, только расходы на официантов и продавцов.

В среднем, трехразовое питание взрослого человека на борту обойдется в 70 евро/день — средний чек в приличном московском ресторане.

Стоимость билетов на крупных круизах качественно определяет аудиторию. Когда пассажир платит от 300 евро за каюту, у него будут соответствующие требования к сервису на борту и скорее всего на еду и магазины он потратит приличную сумму.

Пассажироперевозки в российских реалиях

Мы взяли короткий комментарий у знакомого эксперта по речным прогулкам на теплоходах.

«Сейчас в России очень много теплоходов и речных трамвайчиков. Прибыли там особо нет, потому что есть монополист, который собирает все лиды, и несколько маленьких компаний.

Если говорить о заработке на еде, производить каждый день в ресторане на пароме сложные блюда невозможно. Для банкетов обычно привозят продукты в виде полуфабрикатов. Хранить продукты на теплоходах негде.

Есть два сегмента:
1. Маршрутный. Делится на две составляющие: паромная часть живет на входных билетах, ресторанная часть на простой еде, закусках и напитках. Алкоголь бывает, легально или нет — непонятно.
2. Банкеты. Нестабильный и сезонный бизнес. Зарабатывают на аренде и перегоне судна.

Заработок на этом очень разный, с погодой как в этом и прошлом году + нарастающая конкуренция у кого-то была прибыль, но большинство ушли в минус или с трудом вышли в ноль»