Чтобы понимать, как работает реклама, нужно наладить систему сбора данных об эффективности каждого канала.

Можно внедрить сложную систему аналитики, например RoiStat, но ее нужно интегрировать с рекламными аккаунтами, CRM и другими системами учета. Слишком сложно и дорого.

Обычно малому бизнесу это не нужно. Сегодня поговорим про оценку эффективности рекламных каналов: если вы не знаете, как работает каждый канал, вы просто дарите ему деньги.

Настройка статистики в цифровой рекламе

В цифровой рекламе все достаточно просто. Вам нужна система статистики на собственном сайте, настроенные «цели» и доступ к инструментам статистики на рекламной площадке.

Для собственного сайта все используют Гугл-аналитику или Яндекс-метрику. Их легко подключить и использовать. Если у вас трудности, любой вебмастер–фрилансер настроит вам их за 500₽.

На сайте нужно настроить «Цели» — это действия, которые вы хотите получить от пользователя. Например, «Заполненная форма заявки» или «Нажатая кнопка покупки». Тут понадобятся некоторые манипуляции с кодом сайта, но, опять же, нет ничего такого, с чем не справится студент за 500₽.

Цифровая реклама тем и хороша, что при небольших усилиях и при помощи студента–сисадмина вы получите слаженную систему учета рекламы. С традиционной рекламой сложнее.

Если вы размещаете рекламу в Яндекс–директе, Вконтакте, Фейсбуке или Гугл–эдвордсе, то инструменты статистики уже встроены в эти площадки. Там видно, сколько вы потратили на рекламу и сколько людей кликнуло. А ваша местная система статистики отследит, сколько из тех, кто кликнул по рекламе, стали вашими клиентами. И Яндекс, и Гугл умеют считать людей из рекламы.

Если вы размещаете банеры на чужих сайтах, то убедитесь, что ваша система статистики сможет эти банеры отследить. Тут помогают UTM-метки — это дополнительная информация, которая «зашивается» в ссылку, по которой переходят люди с этого сайта. Ваша система статистики узнает, что люди пришли именно из этого банера, и следит за ними.

Учет эффективности традиционной рекламы

Традиционная — это телевидение, радио, пресса, флаеры, выставки, наружная реклама и все остальное, к чему не привяжешь цифровой счетчик.

Но и тут есть способ посчитать. Этот способ знали в США еще в 1920-х годах. Все очень просто.

Для каждой рекламы вы создаете собственную «точку входа»: это может быть телефон, электронный адрес или страница на сайте. И отправляете каждую рекламу на собственную точку входа. И уже на ней считаете число обращений.

Как это сделать на примере нескольких телефонных номеров:

Подключаете к рабочему телефону виртуальную АТС с несколькими входящими номерами

Регистрируете три разных входящих номера.

Ставите в офисе по одному телефону на каждый номер

Возле каждого телефона кладете по блокноту для учета звонков. Если у вас есть CRM-система с интеграцией с АТС, то настраиваете учет входящих звонков.

Размещаете объявления в три газеты, в каждое даете свой собственный номер телефона

Так если человек увидит ваше объявление в первой газете и позвонит по первому телефону, раздастся звонок по первой «трубке», менеджер поставит галочку в блокноте. Так вы узнали, что клиент позвонил именно по этому объявлению.

Лет 10 назад много входящих номеров было делать дорого и муторно, сейчас есть интернет–телефония, поэтому — вариант.

Если вы принимаете заявки через сайт, сделайте несколько «точек входа» с простыми адресами:

  • vash-site.ru/go
  • vash-site.ru/hello
  • vash-site.ru/gift
  • vash-site.ru/discount

Страницы по этим адресам могут быть одинаковыми. Важно, чтобы работала статистика перехода по разным ссылкам.

Еще один вариант — предлагать скидку по промокоду, и менять промокоды в зависимости от рекламного канала. Так часто делают на выставках: предлагают промокоды на флаерах, и потом считают, сколько человек воспользовались.

Зачем нужен этот учет?

Если вы не считаете эффективность рекламы, вы просто дарите деньги рекламным площадкам. Некоторые компании могут себе это позволить.

Например, если их рекламный бюджет — пылинка на фоне сверхприбылей, которые они имеют с каждого клиента. Или когда они обладают естественной монополией или являются лидерами рынка. Чего греха таить, не все компании в нашей стране вынуждены считать деньги — есть и те, у кого достаточно жира на любые эксперименты.

Бывает, компания тратит 50 000 ₽/мес на рекламу, привлекает 50 новых клиентов и имеет с них прибыль 500 000₽. Тут действительно есть место для опытов.