Кажется, что бизнес — это про деньги: приход, расход, аванс, зарплаты, налоги и так далее. И до тех пор, пока у компании есть деньги, все в порядке. Но это глубокое, горькое заблуждение.
На самом деле бизнес — это не только деньги, а еще обязательства и активы, маржа и наценка, точка безубыточности, инвестиции и еще много всего. В этой статье мы рассмотрим несколько важных финансовых показателей для бизнеса.
Основные финансовые показатели бизнеса - Выручка
Выручка — это не деньги на счетах, как думают многие предприниматели. Выручка — это исполненные обязательства перед клиентом.
Например: мы отгружаем перцы на 50 000 рублей с отсрочкой платежа. В момент отгрузки мы исполнили свои обязательства и наша выручка составляет 50 000 рублей, неважно, поступили уже деньги на счет, или нет. Или: клиент дал предоплату 150 000 руб за сайт. Выручка — 0, потому что мы еще не исполнили обязательства по сайту. Потом клиент подписывает промежуточный акт о том, что он принял часть работы на сумму 250 000 руб. Ваша выручка в этот момент — 250 000 рублей, и неважно, что вы получили предоплату всего на 150 000.Важны не поступившие деньги, а обязательства.
Такой принцип учета называется учет по начислению — он позволяет лучше оценивать эффективность финансов бизнеса и избегать ситуаций, когда вы тратите чужие деньги. - Обязательства, дебиторская и кредиторская задолженность
Обязательства — это то, что вы должны другим или другие должны вам. Например:
Клиент сделал предоплату → у вас появилось обязательство сделать ему сайт
Вы наняли человека на работу → у вас появилось обязательство платить ему зарплату
Вы сделали предоплату поставщику → у него появилось обязательство отгрузить вам товарВы отгрузили товар клиенту → у него появилось обязательство оплатить товар
Если должны вам, то это дебиторская задолженность. Если должны вы — кредиторская. Это важная часть истории о показателях в бизнесе.
- Маржа и наценка
Маржинальность — это разница цены реализации и себестоимости по отношению к цене реализации. Наценка — разница между ценой реализации и себестоимостью по отношению к себестоимости.Термин наценка появился еще в 90-е годы, когда наценяли столько, сколько хотели, и товар все равно продавался.Сейчас на рынке жесткая конкуренция, и чтобы не прогореть, предприниматель должен знать свою маржинальность и управлять финансами. То есть маржинальность — это один из реальных показателей эффективности бизнеса. - ТБУ
Точка безубыточности — это рассчитанный объем продаж, при котором прибыль равна нулю. Ее можно считать в количественном и в денежном выражении. Чтобы посчитать, нужно разделить постоянные расходы на маржинальность. Так мы узнаем, сколько нужно продать, чтобы покрыть все операционные расходы. Если точку безубыточности в рублях разделить на цену реализации, мы узнаем количество товара, которое нужно продать, чтобы прибыль была равна нулю. То есть количество проданного товара, при котором мы ничего не заработали, но ничего и не потеряли. - Чистая прибыль
Чистая прибыль является итоговым показателем отчета о прибылях и убытках. Чтобы посчитать и оценить ее, нужно из выручки просто вычесть:- переменные расходы- постоянные расходы- амортизацию- проценты по кредитам- налог на прибыль
Чистая прибыль в отчете не всегда отражает деньги, которые реально есть у вас на счетах в конце периода. Это виртуальный финансовый параметр, которым можно манипулировать. - EBITDA
Прибыль до выплаты процентов по кредитам, налогов и амортизации.
ЕБИТДА показывает, какое количество денег компания заработала от своей основной деятельности и включает только операционные расходы.
EBITDA — это выручка минус операционные расходы. С помощью ЕБИТДы можно сравнить операционный результат своей компании с финансовыми результатами конкурентов. - Расходы
Операционные расходы — это сумма переменных и постоянных расходов. Переменные расходы изменяются с изменением роста производства товаров или проданных услуг: стоимость сырья, материалов, процентная часть зарплат менеджеров. Постоянные расходы не зависят от объемов производства или проданных услуг, бизнес платит их каждый месяц, даже если ничего не продано. - Инвестиции
Инвестиции — это деньги, которые мы вкладываем в строительство или покупку всего, с помощью чего мы работаем: компьютеры, мебель в офис, тележки для ракет, радиационная защита, подземные бункеры. Все эти расходы — это инвестиции.Инвестиции не влияют на расчет операционной эффективности. - Активы и Пассивы.
Активы — это то, что у вас «есть». Пассивы — это то, на что приобретены активы. Активы делятся на две группы:
Внеоборотные и Оборотные
Внеоборотные активы — это то, что вам нужно для работы, но чем вы пользуетесь дольше, чем один производственный цикл. Оборотные активы — то, что нужно внутри одного производственного цикла. - Рентабельность капитала
Представьте, что балансовый отчет — это фотография. Делаем две фотографии: в конце прошлого года и в конце этого. Видим изменение показателей: допустим, наши активы (и, соответственно, пассивы) выросли на 40%. Это значит, что рентабельность нашего капитала — 40%. Если вложить в этот бизнес 100 тысяч, то через год доля в бизнесе будет стоить не 100, а 140 тысяч.
Понятие рентабельности капитала в упрощенном виде нужно для единственной цели: понять целесообразность инвестиций и предприятия вообще. Может быть, проще вложить деньги в банк? Банки дают, условно, 15% годовых. И делать ничего не нужно: принес, подписал бумажки, через год забрал.
Если значение рентабельности капитала 18–20%, то это довольно сомнительная инвестиция. Да, это на 3-5% выгоднее, но в бизнесе огромные риски, может стукнуть кризис, а самое главное — дивиденды в конце года могут оказаться закопанными в товар и дебиторку. А если еще работать в собственном бизнесе с плановой рентабельностью 20%, то разве что из гуманитарных побуждений. Например, вы как честный деловой человек хотите открыть музыкальную школу, чтобы воспитывать юные дарования. Будете платить себе зарплату, делать мир лучше, и в целом выплывете на рентабельность 20%. Такое может быть — но вы должны понимать, на что подписываетесь.
Обычно целесообразным считают заниматься бизнесом с рентабельностью капитала от 40%. Бывают компании с рентабельностью в сотни и тысячи процентов. Посчитайте свою финмодель, пройдитесь по показателям и посмотрите, какой у вас прогноз.