Ценная и поучительная история, связанная с финансовым управлением торговой компании.
Статья длинная, поэтому в двух частях.
Где мои деньги? Часть 1
В этой статье поговорим про анализ финансовой деятельности компании. Ко мне обратился владелец небольшой торговой компании — Антон. У него была потребность в банковском кредите: год назад он занял деньги у частных лиц, но сейчас обстоятельства изменились, и нужно быстро вернуть деньги.
План:
- обратиться в банк;
- получить кредит;
- закрыть старые задолженности;
- развиваться дальше.
Со слов Антона, его бизнес генерировал 16 миллионов рублей прибыли в год, и получить кредит в такой ситуации будет нетрудно, нужно только помочь ему «говорить с банками на одном языке».
Золотое правило аудитора и консультанта — доверяй, но проверяй. Поэтому я предложил ему сначала посмотреть на финансовую модель бизнеса, разобраться в денежных потоках, и только потом готовить предложение для банков. И не ошибся: анализ финансов компании вскрыл много интересного.
Мнимая прибыль
Первое, что насторожило — 16 миллионов чистой прибыли.
Перед началом анализа финансов разобрался со структурой предприятия. В целом она выглядела так:

Антон импортировал товар из Китая в Россию через свое ООО «Оптовик». У «Оптовика» товар покупали три группы компаний:
- другие оптовики-реселлеры, которыми владеют другие люди;
- магазины-франчайзи в регионах, которыми тоже владеют другие люди.
- собственные розничные компании Антона: ООО «Магазин 1», «Магазин 2»… «Магазин N»;
Антон считает выручку своего бизнеса как выручку от опта и розницы:
$1 + $2 + $3 + $4
Видите первую ошибку? Посмотрите на $1 и $4:

- $4: А потом он этот же товар продает второй раз розничным покупателям — и снова считает это выручкой.
- $1: Он сам себе продает импортные товары с наценкой и считает это выручкой своего бизнеса.
Во втором случае в его компании поступают деньги извне, а в первом он просто перекладывает деньги из одного юрлица в другое — из одного кармана в другой. Это мнимая выручка: на самом деле денег в размере $1 в систему не поступает.
Как следствие, у собственника искаженное представление и о прибыли своего бизнеса. Прибыль он считает так: из рассчитанной выручки вычитает все расходы. Расходы он считает верно, а выручку задваивает. И получает значение прибыли, завышенное на величину внутрегрупповых оборотов.
Мертвый груз
При дальнейшем анализе финансовой деятельности стали смотреть на розницу и обнаружили на складах непроданный и наполовину не учтенный товар. Это остатки завозов с прошлого и позапрошлого года, которые не продались тогда и, скорее всего, не продадутся уже никогда.
С этим товаром две проблемы:
- Антон учитывает этот товар по отпускной розничной цене, будто он его обязательно продаст по полной стоимости. У него ложное ощущение, будто это реальные деньги, которые есть в его бизнесе — пусть и в виде товара на складе.
- за него как будто получена выручка $1, хотя, на самом деле, товар не реализован, выручки нет, мы просто прокачали деньги;
Но правда жизни в том, что он понятия не имеет, сколько у него на самом деле товара и где. Антон не знает, сколько чего хранится в магазинах и на складах. У него нет процедуры учета товарных остатков. Есть лишь какое-то абстрактное «много товара на складе».
На самом деле этот товар — мертвый груз бизнеса. У него сомнительная ликвидность:
- он занимает место на складе;
- он создает ощущение, что в бизнесе есть оборотный капитал, но денег из него собственник уже не достанет;
- от него нужно избавляться.
- он никому не нужен спустя два года после завоза;
Интересно, что мертвый груз (dead stock) легко превращается в прибыль с помощью маркетинговых инструментов.Например, промоакция: купи одно, получи другое бесплатно. Это особенно эффективно в связке с вашим опорным товаром (который обеспечивает большую часть вашей прибыли). Отдавая дед-сток бесплатно, вы можете существенно повысите продажи опорного товара.
Другой вариант оздоровления оборотного капитала — продать товар по закупочной цене или даже ниже, в зависимости от ситуации на рынке. Вы не получите прибыль, но превратите мертвый товар в деньги.Анализ финансовой деятельности показал Антону то, что он не знал о своем дед-стоке и был уверен, что его бизнес генерирует прибыль. На самом деле, он лишь забирал из оборота деньги, основываясь на неверных финансовых отчетах.
Берегите финансы! Ваш Финолог.