Ценная и поучительная история, связанная с финансовым управлением торговой компании.

Статья длинная, поэтому в двух частях.

Где мои деньги? Часть 1

В этой статье поговорим про анализ финансовой деятельности компании. Ко мне обратился владелец небольшой торговой компании — Антон. У него была потребность в банковском кредите: год назад он занял деньги у частных лиц, но сейчас обстоятельства изменились, и нужно быстро вернуть деньги.

План:

  1. обратиться в банк;
  2. получить кредит;
  3. закрыть старые задолженности;
  4. развиваться дальше.

Со слов Антона, его бизнес генерировал 16 миллионов рублей прибыли в год, и получить кредит в такой ситуации будет нетрудно, нужно только помочь ему «говорить с банками на одном языке».

Золотое правило аудитора и консультанта — доверяй, но проверяй. Поэтому я предложил ему сначала посмотреть на финансовую модель бизнеса, разобраться в денежных потоках, и только потом готовить предложение для банков. И не ошибся: анализ финансов компании вскрыл много интересного.

Мнимая прибыль

Первое, что насторожило — 16 миллионов чистой прибыли.


Перед началом анализа финансов разобрался со структурой предприятия. В целом она выглядела так:

Схема торговли в компаниях Антона

Антон импортировал товар из Китая в Россию через свое ООО «Оптовик». У «Оптовика» товар покупали три группы компаний:

  • другие оптовики-реселлеры, которыми владеют другие люди;
  • магазины-франчайзи в регионах, которыми тоже владеют другие люди.
  • собственные розничные компании Антона: ООО «Магазин 1», «Магазин 2»… «Магазин N»;

Антон считает выручку своего бизнеса как выручку от опта и розницы:

$1 + $2 + $3 + $4

Видите первую ошибку? Посмотрите на $1 и $4:

  • $4: А потом он этот же товар продает второй раз розничным покупателям — и снова считает это выручкой.
  • $1: Он сам себе продает импортные товары с наценкой и считает это выручкой своего бизнеса.

Во втором случае в его компании поступают деньги извне, а в первом он просто перекладывает деньги из одного юрлица в другое — из одного кармана в другой. Это мнимая выручка: на самом деле денег в размере $1 в систему не поступает.

Как следствие, у собственника искаженное представление и о прибыли своего бизнеса. Прибыль он считает так: из рассчитанной выручки вычитает все расходы. Расходы он считает верно, а выручку задваивает. И получает значение прибыли, завышенное на величину внутрегрупповых оборотов.

Мертвый груз

При дальнейшем анализе финансовой деятельности стали смотреть на розницу и обнаружили на складах непроданный и наполовину не учтенный товар. Это остатки завозов с прошлого и позапрошлого года, которые не продались тогда и, скорее всего, не продадутся уже никогда.

С этим товаром две проблемы:

  1. Антон учитывает этот товар по отпускной розничной цене, будто он его обязательно продаст по полной стоимости. У него ложное ощущение, будто это реальные деньги, которые есть в его бизнесе — пусть и в виде товара на складе.
  2. за него как будто получена выручка $1, хотя, на самом деле, товар не реализован, выручки нет, мы просто прокачали деньги;

Но правда жизни в том, что он понятия не имеет, сколько у него на самом деле товара и где. Антон не знает, сколько чего хранится в магазинах и на складах. У него нет процедуры учета товарных остатков. Есть лишь какое-то абстрактное «много товара на складе».

На самом деле этот товар — мертвый груз бизнеса. У него сомнительная ликвидность:

  • он занимает место на складе;
  • он создает ощущение, что в бизнесе есть оборотный капитал, но денег из него собственник уже не достанет;
  • от него нужно избавляться.
  • он никому не нужен спустя два года после завоза;

Интересно, что мертвый груз (dead stock) легко превращается в прибыль с помощью маркетинговых инструментов.Например, промоакция: купи одно, получи другое бесплатно. Это особенно эффективно в связке с вашим опорным товаром (который обеспечивает большую часть вашей прибыли). Отдавая дед-сток бесплатно, вы можете существенно повысите продажи опорного товара.

Другой вариант оздоровления оборотного капитала — продать товар по закупочной цене или даже ниже, в зависимости от ситуации на рынке. Вы не получите прибыль, но превратите мертвый товар в деньги.Анализ финансовой деятельности показал Антону то, что он не знал о своем дед-стоке и был уверен, что его бизнес генерирует прибыль. На самом деле, он лишь забирал из оборота деньги, основываясь на неверных финансовых отчетах.

Берегите финансы! Ваш Финолог.