/ Советы Финолога
Подписаться

Управленческий учет в торговле. Что это такое?

Управленческий учет — это информация о бизнесе на языке цифр, с помощью которой руководитель принимает важные управленческие решения.

Многим кажется, что учет — это худшее, что существует в бизнесе, но на самом деле он очень упрощает жизнь. Когда есть собранные отчеты, анализировать состояние компании проще, значит и принимать решения проще.

Помните, в компании все хорошо, когда:
  • есть прибыль, и она растет по сравнению с прошлым годом;
  • свободных денег больше, чем прибыли;
  • вы не тратите прибыль на складские запасы, дебиторку и дорогие основные средства.
Предмет управленческого учета – совокупность процессов хозяйственной деятельности, которые отражаются в системе обобщенной учетной информации согласно всех требований и решений на всех этапах управления. Объект – явление или предмет, на которые нацелена любая деятельность.

Виды управленческого учета

Управленческий учет обычно делят на производственный, маржинальный, бюджетный и стратегический. Мы поговорим предметно о том, что применимо в реальном бизнесе.
НЕ ЖДИТЕ
Отслеживайте ключевые финансовые показатели
с помощью Финолога

Как происходит постановка управленческого учета в торговле

Обычная схема
Традиционно делается так: вы берете стартовый капитал, покупаете товар у поставщика, арендуете склад, храните на нем товар, размещаете рекламу и постепенно распродаете.

Издержки
Закупка
Склад
Логистика x2 (завезти на склад, увезти со склада)
Маркетинг
Закупка → продажа + поставка → прибыль
Схема с предоплатой

Теперь давайте модифицируем обычную схему. Во-первых, не будем брать стартовый капитал на закупку товара, аренду склада, подключение системы товароучета и СЭД. Максимум, на что потратим в начале — это реклама.

Размещаем рекламу, собираем заказы и берем с клиентов предоплату.
Садимся в газель, забираем у поставщика товар, расплачиваемся, отвозим покупателю
Издержки
Закупка
Логистика x1 (увезти со склада)
Маркетинг

Предоплата → закупка → поставка → прибыль
Предоплата + прямая поставка

Берем предыдущую схему и меняем одно звено: не сами садимся в газель, а договариваемся с поставщиком, что он сам отправляет товар покупателю. Так делают многие китайские поставщики, у них это называется drop shipping.

Прямая поставка (drop shipping), конечно, имеет свои особенности: вы не контролируете качество товара, доставки и упаковки. Если поставщик отгружает плохой товар в плохой упаковке, у вас проблема. Однако, это проблема клиентского сервиса, а он, в свою очередь, следствие ожиданий. Если покупатель ожидает прямую поставку из Китая, а вы позиционируете себя как прямой поставщик китайских товаров, то все отлично.

Издержки
Закупка
Маркетинг

Предоплата → выплата → прибыль
Предоплата + отсрочка + прямая поставка

На этом этапе нужно быть вдвойне осторожным и внимательным, но при четком расчете такое тоже может работать.

Полностью схема выглядит так:
1. Размещаете минимальную рекламу, достаточную для получения одного заказа
2. Принимаете заказы и получаете первую предоплату
3. Договариваетесь с поставщиком об отсрочке платежа
4. Организуете доставку самостоятельно или через дропшиппинг.
5. Выручку от этого заказа аккуратно учитываете и полностью направляете на рекламу.
6. Получаете новые заказы, берете предоплаты, отгружаете товар.

За ранние заказы рассчитываетесь из выручки от новых заказов, а прибыль полностью пускаете на масштабирование

Опасность этой схемы в том, что вы живете за счет чужих денег. Очень многие компании на этом умерли. Но, справедливости ради, умерли они не именно из-за этого, а из-за того, что тратили деньги бесконтрольно. Чтобы вас не постигла та же участь, нужен жесткий учет всех обязательств перед клиентами и поставщиками.

Преимущество этой схемы в том, что вам не нужны большие деньги на старте. Чтобы машинка заработала, достаточно привлечь одного клиента. Дальше система содержит сама себя.

Второе, менее заметное, преимущество — ваш бизнес растет органически, то есть отвечая на реальные запросы рынка. Не будет такого, что вы закупили на свои деньги большую партию товара, который оказался никому не нужным.

Однако и здесь есть риск — сезонность. У рынка есть естественные колебания спроса. Например, все покупают авиабилеты на лето и на Новый год. Если не знать о сезонных колебаниях, то можно предположить, что сезонный рост продаж никогда не сменится спадом. Это ошибка, из-за которой многие тонут.

Предоплата → прибыль → выплата с отсрочкой
Уменьшение риска

Во всех схемах вы рискуете, как минимум, теми деньгами, которые вкладываете в маркетинг. Если реклама будет неэффективной или предложение — неконкурентоспособным, вы потеряете эти деньги.

Иногда мы встречаем у предпринимателей «тумбочковое мышление»: когда человек смотрит на стартовый капитал как на деньги, которые можно потерять. Особенно когда это инвесторские деньги. Неудивительно, что с таким мышлением деньги теряются.
"Мы рекомендуем уменьшать риск за счет аккуратных экспериментов:
Сначала проверяйте гипотезы по привлечению клиентов на малых масштабах и с небольшими бюджетами.
Измеряйте эффективность рекламных каналов, считайте ROI. Ваша задача — не продать как можно больше товара сейчас, а найти самый эффективный и масштабируемый канал привлечения клиентов.
Ведите строгий учет обязательств, активов и движения денежных средств.

Секрет идеального бизнеса (с точки зрения нулевых затрат на старте) лежит не в какой-то космической удачливости, а в дисциплине и навыках учета."

Алиса
Ведущий финансовый консультант Финолога
ФИНОЛОГ — СЕРВИС УПРАВЛЕНИЯ
ДЕНЬГАМИ В БИЗНЕСЕ
Больше не будет бардака и управленческих решений вслепую. Вооружитесь цифрами.