Как-то нам написали: «Кому нужна эта оценка бизнеса? Это ведь на слишком узкое число лиц, кому надо продать убыточный или привлечь деньги на растущий бизнес.» Даже обидно стало. На самом деле, это совсем не так и оценивать бизнес нужно, потому что оценка помогает:

  • узнать, сколько в реальности стоит компания и активы, например может выгоднее продать компанию, чем сцеживать незначительную прибыль;
  • понять в каком финансовом состоянии компания — на основе цифр легче принимать управленческие решения;
  • быстро бежать вперед, потому что экономическая ситуация в мире в всех сферах деятельности меняется стремительно;
  • лучше ориентироваться в индустрии и знать как дела у других, потому что оценка включает анализ конкурентов;
  • найти аргументы для кредитования и привлечения финансирования;
  • продать/купить, но это итак понятно.

В идеале, стоимость бизнеса — это справедливая цена, за которую владелец готов продать компанию, а покупатель приобрести. Спасибо, капитан.

В жизни получается, что первый хочет продать за очень много денег, а второй — заплатить очень мало денег. Все приводят свои аргументы, почему бизнес стоит именно столько, но это субъективно и бесполезно, бац и мы в тупике.

Компромисс — использовать способ оценки бизнеса, основанный на цифрах, понятный и продавцу, и покупателю.

Например, затратный метод. Сейчас разберемся как он работает.

Затратный метод оценки бизнеса

Чтобы оценить бизнес по затратному методу, надо посчитать, сколько нужно денег для создания аналогичного проекта с нуля.

Егор и Алена в начале 2018 придумали и открыли «Чип Чип» — туристический стартап, где можно выбрать ценовой диапазон и тип отдыха, а система подбирает оптимальный пакет.

На разработку системы потратили 250 000 ₽.

Сайт, домен, хостинг и техподдержка обошлись еще на 120 000 ₽.

150 000 ₽ на рекламу в соцсетях.

Себе зарплату не платили, проектом занимались по ночам и в выходные, как настоящие российские стартаперы.Итого без учета личного времени в сервис вбухали 520 000 ₽. Чтобы отбить вложения и что-то заработать сверху, Егор и Алена готовы продать проект за 600 000 ₽.

Денис Олегович владеет сайтом-агрегатором отелей. Ему нравится сервис Егора и Алены, но платить 600 000 ₽ не хочется. Сайт, домен и техподдержка у него есть, клиентская база тоже, денег проект Егора и Алены почти не приносит. Денис Олегович может пойти к своим разработчикам, заплатить им 250 000 ₽ и интегрировать такой же сервис в свой агрегатор. Учитывая клиентскую базу Егора и Алены, он предлагает 300 000 ₽.

Если бы проект Егора и Алены зарабатывал, Денис Олегович учитывал бы прибыль, это повышает цену.

Затратный метод удобен для бизнеса, который не приносит прибыли.

Какие затраты нельзя учитывать

Бизнес не всегда стоит столько, сколько на него потратил создатель. Неправильно учитывать расходы, которых не будет, если кто-то решит воспроизвести сервис.

Егор и Алена хотели сэкономить и пришли со своей идеей агрегатора в студию разработки без портфолио, кейсов и отзывов. Там запросили месяц времени и 100 000 ₽ денег. Через месяц все сделали с кучей ошибок и кривым дизайном. Пришлось идти к нормальным разработчикам, которые за исправление взяли еще 150 000 ₽. В итоге, на движок потратили 250 000 ₽, хотя нормальные ребята сделали бы хорошо с первого раза за 200 000 ₽

Затратный метод учитывает сколько надо потратить, чтобы сделать такой же продукт заново. Ошибки и неправильно потраченные деньги — чистый убыток продавца, и покупатель его компенсировать не обязан.

Что нельзя оценить в бизнесе в деньгах

Бывает так, что личность создателя проекта — составная часть продукта. Без него проект не будет работать вообще или не так эффективно. В таком случае надо покупать проект вместе с создателем, нанимая его как сотрудника или сбивать цену.

Егор и Алена работали в Ростуризме и оттуда знали много владельцев турфирм, которые оперативно скидывали им горящие предложения. Проект быстро набрал популярность благодаря сарафану и куче крутых дешевых путевок.

Потом сервис продали Денису Олеговичу. Он поручил администрировать сайт своему племяннику. Но горящих путевок не стало — потому что по договору новому владельцу в собственность переходил только движок, а не личные договоренности создателей. Посещаемость упала, деньги можно было просто поджечь и прикурить от них.

Затратный метод работает только когда проект можно повторить с привлечением сторонних подрядчиков на сто процентов. Если у создателя есть «секретный ингредиент», скопировать продукт не получится.

Берегите финансы! Ваш Финолог.